Проповедь настоятеля храма во Вторник Светлой Седмицы.

Память преподобномучеников Давидо-Гареджийских.

«О, Пасха великая и священнейшая– Христос;

 о, мудрость и слово Божие, и Сила! 

Подавай нам яснее Тебе причащаться 

в невечернем дне Царства Твоего»

(Пасхальный канон, песнь 9)

Христос Воскресе!

     Дорогие братья и сестры, сегодня во вторник Светлой седмицы, на третий день по Пасхе, мы празднуем память святых преподобномучеников Давидо-Гареджийских. Святые монахи пострадали в начале XVII века, в 1615 году, когда персидский шах Аббас, имея многочисленное войско вошел в пределы Грузии и стал уничтожать все на своем пути, нанося огромное разорение стране.

Опустошая Грузию войско шаха Аббаса, в том числе, ворвались и в самый большой монастырь в Грузии, основанный в далеком VI веке преподобным Давидом Гареджийским. Проходя вблизи от монастыря, войско шаха невдалеке увидело многочисленные огни, которые освящали ночную мглу. 

     Приблизившись к монастырю войско увидело великое множество монахов, которые, после пасхального крестного хода совершали праздничное богослужение в храме. Окружив монастырь, шахские военачальники потребовали от монахов принять ислам, угрожая им, в случае отказа, смертью. Но никто из монахов не пожелал отречься от православной веры. Игумен монастыря Арсений, со слезами на глазах, испросил у своих будущих мучителей возможность завершить Пасхальную службу, на что получил разрешение. Совершая служение, монахи обители за Пасхальной Божественной литургией, все без исключения, причастились святых Христовых Таин. И вот исходя из храма, иноки монастыря смиренно, подобно мученикам первых веков христианства, склоняли головы перед мечами иноплеменников. В живых не осталось никого. Бежавшие от страданий два послушника, увидели, как на святые тела убиенных монахов опустились три светоносных столпа, устыдились своей слабости и вернувшись в монастырь к убитым телам своих собратьев, также были растерзаны разъяренными воинами.  

     Впоследствии, в конце XVII царь Иверский, Арчил cобрал кости мучеников и положил их в маленькой церкви в длинном каменном ящике. Святые мощи стали источать благотворное миро, как непреложное доказательство святой мученической кончины исповедников Христовых.

     Причастившись Святых Христовых Таин на Праздников Праздник и Торжество из Торжеств, монахи обители, своим мученическим подвигом, во всей полноте, засвидетельствовали неопровержимость слов апостола Павла: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение» (Фил. 1,21). 

    На примере преподобномучеников Давидо-Гареджийских пасхальное богослужение призывает и нас с Вами, дорогие братья и сестры, причаститься Пасхе, Христу Воскресшему. Ведь истинная радость Пасхи заключается именно в евхаристическом соединении со Христом.

     Но, к сожалению, пройдя через дни спасительного Великого поста и встретив Светлое Христово Воскресение, некоторые христиане ошибочно считают, что на дни Светлой Седмицы, можно предоставить себе послабление, с оставлением церковных богослужений. По этому поводу преподобный Никодим Святогорец в своем сочинении: «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин», напоминает нам: «Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах…»

     Сегодня, в нашем храме, мы видим, что богослужение по чину вторника Светлой Седмицы, собрало «малое стадо» (Лк. 12:32). В этой связи хочется процитировать 66-е правило VI Вселенского Собора: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся». И действительно не только в первый день Пасхи, но всю Светлую седмицу, христиане должны иметь дерзновение приступать к Святой Чаше, ведь каждый день Светлой седмицы празднуется, как Светлое Христово Воскресение. 

     В сегодняшний день хочется вспомнить слова высеченные на надгробном кресте Марии Кавелиной (урожденной Нахимовой) на монастырском кладбище Оптиной пустыни: «Скончалась через несколько минут после приобщения Святых Таин, сидя в кресле с животворящим крестом в руках. Последнии её слова были: я чувствую такую радость и сладость, которые не силах выразить никакими словами». К этой нескончаемой радости и призывает всех нас Господь Воскресший, и дай Бог, чтобы слова апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), стали наиважнейшим целеполаганием нашей духовной жизни. 

    Дорогие братья и сестры, монахи Давидо-Гареджийского монастыря, своим жертвенным примером явили миру непоколебимую веру во Христа-Спасителя, несмотря на немощь естества, и может быть, личные прегрешения, они, перед лицом смерти, от всякого врага и супостата, объединились в желании быть со Христом, и причастившись Святых Христовых Таин, с радостью исходили к своей личной Голгофе.

                                                                             Вторник Светлой Седмицы.

                                                                             Протоиерей Алексий Чекмарев.

— Братья! Чада Грузии любимой!
Чашу смерть не пронесёт днесь мимо,
Чашу сладких за Христа страданий.
Вот уж волки окружили гору,
Поспешим же, братья, причаститься,
Дабы вскоре кровью окреститься!
За себя и за народ покайтесь
И все мысли к Богу устремите,
А злодеев вы своих простите.
Уж открылись нам ворота Рая,
Пусть обиды брату брат прощает.
За Христа мы умираем с честью,
Со Христом же и воскреснем вместе!

Стихотворение святителя Николая Сербского из Орхидского пролога.

Воистину Воскресе Христос!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *