Частное мнение.

«Твоя от  твоих, 

Тебе приносяще, 

о всех и за вся»

     На протяжении достаточно долгого времени мне неоднократно приходиться сталкиваться с настойчивым суждением некоторых православных христиан, которые в форме не терпящих ни малейших возражений, запрещают подавать записки «о здравии» и «о упокоении» за тех, кто, по их мнению, не достаточно воцерковился. Например, если здравствующий христианин не ходит в церковь, не исповедуется, не причащается, живет вдали от духовного понимания жизни, то и возносить молитвы ко Господу о его здравии категорически воспрещается. То же самое и по отношению к тем, кто уже закончил свой земной путь. Если, по рассуждению таких людей, крещенный человек на протяжении своей жизни, так и не обрел практического понимания Православной Веры, то поминать его не следует.  Недавно, мне поведали соображение одного иеромонаха, из достаточно известного монастыря, который в безоговорочной форме запретил матери молиться за своего крещенного нерадивого сына.

Приходиться констатировать, что к великому сожалению в нашей духовной жизни существует труднопреодолимый водораздел. Мы принимаем сторону безупречного адвоката по отношению к себе и к своим поступкам, и сторону сурового прокурора по отношению к ближнему своему. 

        Конечно же согласно канонам нашей Матери-Церкви мы за Божественной литургией действительно не должны молиться за некрещеных и тех, кто совершил непростительный грех самоубийства. 

Но как же быть со всеми остальными? 

     Когда в очередной раз я слышу вышеизложенные размышления, о прещении (запрете) молиться за «блудного сына», то явственно ощущаю мертвящий холод сектанства. Дробление, деление на недостойных и «праведных» противоречит Соборности Православной Церкви. Да и сам образ Креста — это объятия Бога, Который распростёр Свои руки, чтобы принять каждого. 

«Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят.» (Лк. 23,34).

    В беседе на 1-ое послание апостола Иоанна Богослова блаженный Августин епископ Иппонийский пишет: «Он отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью. Многие из них уверовали, и прощена им была пролитая ими кровь Христова. Сперва в неистовстве они ее пролили, теперь с верою ее пьют.» 

Вот и получается: «ин суд человеческий, ин суд Божий». 

   В своей статье «Литургическая молитва» схиархимандрит Софроний (Сахаров) высказывает парадоксальную, очень важную мысль: «Свободным тварям предоставлена возможность идти до крайних проявлений зла; но доколе приносится Бескровная Жертва, доколе Литургическая молитва объемлет всех людей – живых, умерших и еще долженствующих родиться, доколе наличествуют души, молящиеся за врагов по наитию Святого Духа, – дотоле Земля сохранится от всепожирающего апокалиптического огня.» И далее, там же добавляет: «Так верил Блаженный Старец Силуан.» Само собой напрашивается вопрос: может быть преподобный Силуан Афонский заблуждался? Хотя вопрос несомненно риторический. 

     В праздник Святой Троицы, на вечерне Пятидесятницы, священнослужители читают достаточно продолжительные три  коленопреклоненные молитвы. Смысл этих трех молитвословий, написанных святителем Василием Великим, укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию даров Святого Духа. Но есть там и такие слова (речь идет о третьей коленопреклоненной молитве):

«Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися.» 

     Вот ведь как, оказывается вся полнота Вселенского Православия, уже много веков молится: «о иже в аде держимых». Святая Церковь молитвенно простирает свою Любовь даже до ада. В воскресный день в центре каждого православного храма мы поклоняемся иконе «Воскресение Христово», которая также именуется «Сошествие во ад».

     В своем величественном произведении «Идиот» Федор Михайлович Достоевский среди многочисленных персонажей романа выписывает образ человека во многом лишенного положительных нравственных и духовных ориентиров. Им является Лукьян Тимофеевич Лебедев — «лживый интриган», как называют его герои повествования в начале второй части романа. Но вот, что поразительно, даже находясь в таком морально-немощном состоянии, этот Лебедев, проявляет себя, причем втайне, в высшей степени благородства и духовной ответственности. Когда племянник его раз­болтал, что он молится за графиню Дюбарри, он объяснил, что читал недавно, как графиня Дюбарри, нагибая голову на гильотине, просила палача: «Мину­точку одну еще повремените, господин буро, всего одну!» «От этого графининого крика об одной мину­точке, я как прочитал, у меня точно сердце захватило щипцами. И что тебе в том, червяк, что я, ложась на ночь спать, на молитве вздумал ее, грешницу великую, помянуть. Да потому может и помянул, что за нее, с тех пор, как земля стоит наверно никто никогда и лба не перекрестил, да и не подумал о том. Ан ей и приятно станет на том свете почувствовать, что нашелся такой же грешник, как и она, который за нее хоть один раз на земле помолился.» И чуть дальше: «я не просто за одну графиню Дюбарри молился; я причитал так: «упокой, господи, душу великой грешницы графини Дюбарри и всех ей подобных», а уж это совсем другое; ибо много таковых грешниц великих, и образцов перемены фортуны, и вытерпевших, которые там теперь мятутся и стонут, и ждут…»

      Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один по­гибну», — и всегда плакал. Отождествляя эти слова из жития преподобного с вышеизложенным отрывком из романа «Идиот» с печалью приходиться признавать, что прийти «в молитвенную меру Лебедева» для многих из нас является делом трудно достижимым. Федор Михайлович Достоевский, через молитвенное стенание своего героя и свой личный горький жизненный опыт пророчески назидает нас, чтобы в конец не окаменело сердце наше от «мнимой праведности».

«МЯТУТСЯ И СТОНУТ, И ЖДУТ…»

      В житии преподобного Паисия Великого, который за свои великие подвиги был удостоен от Господа созерцания небесных тайн  рассказывается, что у него был ученик, который по нуждам монастыря должен был часто ходить в город. И там он влюбился в одну девушку-иудейку, и настолько сильна была его влюблённость, что он захотел уйти из монастыря и на ней жениться. Родители девушки поставили ему условие, что он может на ней жениться, только если отречётся от Христа. И такой непреодолимой была его страсть, его ослепление, что он отрёкся от Христа и женился на этой иудейке. Паисий очень скорбел за своего ученика и молился Богу со слезами: «Господи, прости его». И так он долго молился, и ему явился Господь и сказал: «Паисий, вот ты за него молишься, а ведь он от Меня отрёкся». Паисий говорит Христу: «Господи, всё равно прости его». Тогда Господь ему сказал: «о Паисий, ты Мне уподобился любовью…» 

9 ноября 2023 г. протоиерей Алексий Чекмарев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *