Страница истории

село Хатунь

село Хатунь

Хатунь на р. Лопасне — одно из самых древних поселений Подмосковья. Археологические исследования берегов Лопасни и её притоков свидетельствуют о том, что в этих местах жили люди и шесть и три тысячи лет до нашей эры. Найдены следы стоянок железного века и более поздние поселения угро-финских племен, и славянские городища X-XII вв. нашей эры. К ранним славянским городищам относится и Хатунь. Древняя Хатунь располагалась на крутом левом берегу Лопасни в излучине (на месте современного кладбища). С незапамятных времен на погосте был построен храм Воскресения Христова.

На протяжении нескольких веков Хатунь служила форпостом сначала княжества Новгородского, затем Черниговского, Рязанского и, наконец, в XIV веке вместе с Коломной отошла к Московскому княжеству. Находящаяся в 15 километрах от р. Оки Хатунь играла важную роль в охране южной границы. Сначала стояла на страже границ Московского княжества, а затем и всего государства от постоянных набегов разбойничьих отрядов степняков, а особенно от бесчинства крымских татар. Однако с расширением государственных границ на юг Хатунь постепенно утрачивает своё оборонное значение и превращается в дворцовое село, центр волости. Позднее оно переместилось несколько выше по течению реки.

Вплоть до начала XVIII века часто сменяются хозяева Хатуни и всей волости. Побывали там и казанские правители-татары, и разночинные вельможи. Документы 1646 года свидетельствуют о том, что в Хатуни помимо древней Воскресенской церкви существует ещё и церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1708 году Хатунская волость пожалована князю Григорию Федоровичу Долгорукому. По данным проведенной в 1709 году переписи известно, что в селе Хатунь на тот момент было четыре церкви: Воскресения Христова на погосте, Рождества Богородицы, Николая Чудотворца и Георгия Страстотерпца на посаде. После смерти Григория Федоровича Хатунь перешла к сыну его Алексею, жадному, гордому, лукавому и завистливому царедворцу. В годы правления Петра II Долгорукие, стремившиеся приблизиться к императору, сватают за него дочь Алексея — Катерину и даже привозят государя в Хатунь на охоту.

Восшедшая на престол Анна Иоановна лишает Долгоруких всех милостей, а Хатунь, содержащая все необходимое для псовой и птичьей охоты, передается в ведомство генерала, кавалера и обершталмейстера графа фон Левенвольде. После смерти последнего Хатунь вместе со всей волостью переходит под начало конюшенной канцелярии, коей заведовал генерал-директор дворцовых волостей — барон фон Розен. Все это время крестьян нещадно обирают и условия жизни их становятся все хуже. Лишь в 1737 году, когда управлять Хатунской волостью был поставлен прусский финансист Фридрих фон Фирек, дела начинают налаживаться. Много помогает Фирек и храмам и служителям церкви.

В 1772 году Хатунская волость была пожалована генералу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который выделил из своей вотчины земли своим братьям Владимиру и Фёдору. Однако в саму Хатунь Алексей приехал лишь в 1784 году. Куда больше полюбились окрестности Хатуни младшему брату Владимиру, который неподалеку от деревни Семеновское построил себе поместье «Отрада». Дом «Отрады» сохранился до наших дней. Построена была в «Отраде» церковь в 1781 году двухкомплектно 1) св. князя Владимира, 2) свт. Николая Чудотворца. А Алексеем Орловым в 1785 году вместо деревянной церкви Рождества Богородицы в Хатуни в честь рождения дочери Анны была построена каменная с пределами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Воскресения Христова. Годы, проведенные под управлением братьев Орловых, стали поистине золотым веком Хатунской волости. Строились храмы, хозяева были внимательны и добры к крестьянам, и те отвечали им любовью и преданностью.

01844_20120924_001132После смерти Алексея Орлова дочь Анна Алексеевна Орлова-Чесменская стала хозяйкой Хатуни и волости. Решившая посвятить жизнь свою Богу, щедро раздавала она полученное огромное наследство монастырям и всем, приходившим к ней за помощью. Не оставляла без внимания и Хатунскую волость. Летом 1839 года она приехала в Хатунь на освящение теплого предела церкви Рождество Богородицы, соединившего в одно целое храм и колокольню. Именно в этот последний приезд графини в Хатунь крестьяне Хатунской волости были отпущены на волю. Но это означало лишь переход крестьян от помещика к государству, вплоть до манифеста в 1861году отменившего крепостное право.

В конце XIX века в Хатунской волости начинает бурно развиваться производство, появляется множество церковно-приходских школ.

В советское время церковь Рождества Богородицы была закрыта. Разрушены колокольня и завершение храма, в трапезной устроен второй этаж и прорезан ряд окон. От ещё трех церквей Хатуни не осталось и следа, кроме каменных ступеней, некогда служивших порогом Воскресенской церкви на погосте.

Церковь Рождества Богородицы восстанавливается с 1989 года, отмечая годовщину своей новейшей истории в день первого Богослужения — 12 июля. В 1997 году на средства архитектора Игоря Анатольевича Гунста была восстановлена взорванная в 1939 году колокольня.

История храма

В древнее время в селе Хатуни было пять деревянных церквей:

* Воскресения Христова на городище;

* Рождества Пресвятой Богородицы на посаде;

* Святителя Николая за рекою Лопаснею;

* Великомученика Георгия на посаде;

* Святителей Афанасия и Кирилла.

Из них «уничтожены четыре последних и одна вновь выстроена, так что теперь в Хатуни две церкви», — писалось в 1874г. (Холмогоровы В. И Г. «Исторический материал о церквах в селах XVII-XVIIIст. Вып.17 Перемышенская и Хатунская десятина). В связи с переходом от древнего типа селений к новому, в селе Хатунь была построена графом Алексеем Орловым, фаворитом императрицы Екатерины II, ныне существующая каменная трехпрестольная церковь, а на месте старых деревянных были установлены часовни-памятники. Ветхая же кладбищенская церковь по особому распоряжению святителя Филарета, Митрополита Московского, была сохранена, обшита тесом и покрыта железом, как имеющая особую духовную и историческую ценность.

После 1917 года часовни были уничтожены. Пришедший в запустение храм на Воскресенской горе был разобран в 1957г., якобы на строительный материал для детского сада в Михнево.

Разрушенный храм. Детдом. 1989 год

Разрушенный храм. Детдом. 1989 год

В каменном храме в 30-х годах разрушили колокольню. После войны в нем устроили детский дом: убрали своды, в трапезной сделали второй этаж, прорезали окна. Под куполом, на третьем этаже, разместили библиотеку, в которую забирались по металлической лестнице, опоясывавшей храм. И все же здание для жилья оказалось непригодным, и в конце концов детский дом закрыли из-за антисанитарии. Два года храм простоял бесхозным и одним из первых в Московской области был передан церкви в 1989 году. «Работы Вам, батюшка, на всю оставшуюся жизнь», — сказали настоятелю в епархии.

Foto20

 

Чудесным образом, при содействии архитектора И.А. Гунста, детство которого проходило в Хатуни, была восстановлена колокольня в 1997 году. В последние годы храм отштукатурили, заменили старое отопление, побелили внутри. В 2008 году отреставрировали ограду вокруг храма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *