Проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день, по совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров и молебного пения в честь великомученика Феодора Тирона, мы с вами милостию Божией завершаем первую седмицу Великого поста. Эти первые дни поста дают каждому из нас снова и снова, превозмогая ветхость нашего естества, осмыслить личное отдаление от Бога и через таинство покаяния вернуться к радости благобытия. Но возвращение из плена нашей предрасположенности к греху во многом требует от нас наивысших усилий по преодолению гордости и смиренному доверию к Божественной Правде. Многотрудный путь восхождения из «страны далече» к духоносным высотам Отеческой Любви связан во многом с жертвенным служением Богу и ближнему, и именно это является достоверным направлением нашей духовной жизни: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40). Бесценное время прохождения Великого поста день за днем, через коленопреклоненные покаянные молитвословия, продолжительные богослужения и, конечно же, таинство исповеди как раз и дают нам возможность к уразумению и непреложному принятию первоосновы нашей духовной жизни – заповеди о Любви.

На протяжении первых пяти дней Великого поста, за вечерней, мы с вами читали паремии Ветхого Завета из первых, начальных глав книги Бытия. Наверное, каждый из нас обратил внимание, что в первые четыре дня были посвящены величественному началу Сотворения Мира, «когда Бог творил Небо и Землю; когда в Совете Троицы Святой вспыхивает решение создать человека по образу и по подобию Богу» (1). Но сегодня, в пятницу, паремия из книги Бытия повествует нам о страшной трагедии первородного, прародительского греха. Ужас Адамова грехопадения заключается, прежде всего, в том, что он через вкушение запретного плода пытается обрести духовный идеал вне Бога, поверив злокозненному прилогу спадшего с неба сатаны, перевоплотившегося в лукавого змея. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 1:4-5). Опыт противления Богу у дьявола на момент грехопадения Адама и Евы минимален, зло еще не вошло в природу человека, поэтому он приступает к Еве с тем призывом, который своим мятежным духом ранее обращал к своему Творцу. Всего лишь на мгновение Ева обретает сомнение в Божественной заповеди, но этого мгновения хватает сатане, чтобы вовлечь Еву, а потом и Адама, к вкушению запретного плода. Многие из нас опытно знают, как после нашего личного греха трудно сразу вернуться к покаянию, падшее естество наше наполняется леденящим холодом духовного равнодушия: то, что совсем недавно составляло истинный смысл нашего христианского бытия, в одночасье растворяется, и мы оказываемся на духовной чужбине. Можно допустить, что Адам и Ева после совершившегося греха находятся в доселе неведомом, непонятном для них состоянии. Их средоточие останавливается на смоковных листьях, из которых они сшивают себе опоясание. Внешняя нагота преобладает над внутренним состоянием Духа. Источник их жизни, Господь, взывает Адама, но Адам и Ева, словно потерявши разум и убоявшись своего Творца, пытаются скрыться от Бога. Воистину они не ведают, что творят. Мы не без основания можем предполагать, что еще есть возможность принести искреннее раскаяние, но омраченный грехопадением Адам адресует Богу отвратительное обвинение: «жена, которую Ты дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Адам и Ева изгоняются из Рая. 

Многие из вас помнят день 26 апреля 1986 года, когда произошла страшнейшая трагедия, известная как катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. Тогда, в результате мощного взрыва четвертого энергоблока станции, был полностью разрушен атомный реактор. На сегодняшний день, как известно, это самая значительная авария в истории атомной энергетики. В 1 час 23 минуты ночи после взрыва и возгорания станции на место трагедии выехал пожарный расчет, который в первые часы катастрофы мужественно боролся с огненной, неуправляемой стихией. Несомненно, каждый из них проявил себя в этот момент, как настоящий герой. Профессионально отлаженные действия остановили возгорание внутри машинного зала, но, не обладая специальным защитным обмундированием от радиоактивного излучения, а находясь в штатной пожарной экипировке, каждый из них получил ужасающие, в полторы тысячи рентген, дозы проникающей, запредельно смертельной радиации. Эта страшная ночь стала последней для многих воинов пожарного подразделения, другие умерли от страшных последствий радиоактивного облучения в течение трех последующих месяцев. Неподконтрольная радиация, вырвавшись из пределов взорвавшегося атомного реактора, причинила огромные бедствия людям, животным, окружающему природному миру; катастрофические обстоятельства этой трагедии очевидны и спустя 33 года. 

Этот печальный пример из истории современной цивилизации, на мой взгляд, является косвенным осмыслением жуткого результата первородного греха. Не случайно некоторые современные христианские писатели сопоставляют вкушение запретного плода со сверхмощным атомным взрывом и зловещими последствиями распространившейся дьявольской радиации зла и смерти для миллиардов сынов и дочерей Адама.

Но еще в Раю, незадолго до своего изгнания, Адам и Ева получают от Милосердного Господа обетование о Спасителе Мира. Уже впоследствии Ева наивно полагала, что это Божественное обетование случится в течение ее жизни, но вместо этого она становится свидетелем братоубийства своих единоутробных детей. Жало первородного греха мертвящим холодом ниспосылало на жизни людей многочисленные трагедии. Потребовался долгий и тяжелейший путь в пять с половиной тысяч лет, для того чтобы падший мир узрел свет Вифлеемской звезды и после этого – «Крест, Гроб, Тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение…» (2).

В дни спасительного Великого поста Церковь призывает верных чад последовать тем же молитвенным путем, трудным, но единственно верным.  Вчера на Великом повечерии мы с вами закончили чтение канона святителя Андрея Критского, в котором тесно переплелись покаянные образы Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, а также примеры духовного покаянного плача из жизни святых Новозаветной Христианской Церкви. Прообразы искреннего раскаяния в этом каноне даны нам прежде всего для того, чтобы возревновать о своей бессмертной душе, дабы через личное искреннее раскаяние в грехопадениях наших мы смиренно приступили к радости соединения с Христом в таинстве причащения, открыли свое духовное сердце для великой радости быть с Христом, чтобы вместе с апостолом Павлом от всего торжествующего сердца воскликнуть: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). 

Дорогие братья и сестры, богослужения первой седмицы Великого Поста продолжительные по времени и значительные по своему духовному назиданию. Этим духовным началом в нашем храме мы обрели ориентир и верное направление к радости Пасхального торжества. Любая, даже самая протяженная дорога, начинается с первых шагов, и я сердечно всех вас поздравляю с этим благословенным началом! 

А закончить сегодняшнее слово к вам мне хотелось бы словами нашего соотечественника, святого ХХ века преподобного Силуана Афонского: «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу» (3). 

Подай, Милосердный Господи, и нам не лишиться Любви Божией. Аминь.

1. Схиархимандрит Софроний Сахаров. Литургическая молитва.// «Видеть Бога, как Он есть». Свято-Троицкая Лавра. 2016.

2. Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

3. Преподобный Силуан Афонский. Адамов плач // Писания. Свято-     Троицкая Сергиева лавра. 2016.

Протоиерей Алексий Чекмарев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *